Прописи

Недостатки современных прописей

Все познается в сравнении, и недостатки современных прописей легко можно выявить, сравнив их с прописями дореформенного времени. Итак, начнем. Недостаток первый:

1. Устремленность не на обучение, а на развлечение детей

В советском образовании цель была прямо противоположная, поэтому в тех прописях не было ребусов, не требовалось расшифровывать анаграммы; в них не было рисунков и фраз, написанных печатными буквами, и почти не было загадок — всей этой «бижутерии», за которую сегодня приходится переплачивать родителям. На фоне этих забав в современных прописях теряются сами упражнения по чистописанию, и к окончанию прописи дети так и не успевают научиться писать.

Н.С.Жукова - Уроки чистописания и грамотности. Обучающие прописи

Ученики даже не осваивают соединения многих букв, поскольку в современных прописях просто не даются соответствующие образцы написания. Подробнее об этом в статье «Современные прописи — они такие странные…»

В советских же прописях были ТОЛЬКО упражнения по чистописанию, и таких упражнений было много. Даже правила русского языка давались в них только в письменном виде.

2. Неправильное изображение букв

Создатели современных прописей здесь сильно не заморачиваются и делают строчные буквы «б» и «в» такой же высоты, как и заглавные буквы — видимо, им так проще.

В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова - Школа России, ФГОС

Для сравнения — разница в высоте заглавных и строчных букв «б» и «в» в прописях советского времени:

3. Отсутствие правильных соединений букв

Этот недостаток некоторых современных прописей делает их и вовсе бесполезными. Для упрощения и удешевления работы составители прописей текст в них не прописывают, а просто набирают на компьютере (что-то вроде программы «генератор прописей»). Таким образом буквы «о», «в», «ь» и «ъ» в них не имеют верхних соединений, а буквы «в» и «е» не подсоединены к предыдущим буквам, а просто приставлены рядом.

Д.Волкова - Классические прописи по русскому языку

Для сравнения страничка из советских прописей (как это выглядело в оригинале):

По той же причине (трудоемкость процесса вырисовывания букв на компьютере) верхнего соединения во многих современных прописях не имеет и строчная буква «ю»:

О.В.Узорова, Е.А.Нефедова - Мои первые школьные прописи

Н.Г.Агаркова - Тетрадь по письму к букварю Тимченко, ФГОС

Для сравнения — верхнее соединение буквы «ю» в советских прописях:

Неправильные соединения букв (везде только нижнее) препятствуют скорописи, ведь что удобно при верстке на компьютере, вовсе не всегда является удобным при письме.

Набор текста в генераторе прописей, помимо некрасивых изломов в месте соединений букв, влечет за собой и другие ошибки: там, где от руки гораздо удобнее прописывать верхнее соединение, наоборот подставляют нижнее:

РКШ, Русская Классическая Школа - Прописи к азбуке К.Д.Ушинского

Для сравнения прописи советского времени:

А.И.Воскресенская, Н.И.Ткаченко - Прописи, 1948

А.И.Воскресенская, Н.И.Ткаченко - Прописи, 1948

И наоборот: там, где должно быть нижнее, ставят верхнее:

РКШ, Русская Классическая Школа - Прописи к азбуке К.Д.Ушинского

А.И.Воскресенская, Н.И.Ткаченко - Прописи, 1948

4. Отсутствие косой линейки

Из-за отсутствия направляющих линий ребенку трудно выработать правильный наклон букв.

М.М.Безруких, М.И.Кузнецова - прописи к учебнику Букварь, ФГОС

Но даже если такие линии в прописи есть, их составители часто не принимают во внимание, каким должен быть наклон букв, и делают просто на свой вкус — кто во что горазд.

Аксенова, Комарова, Шишкова - Пропись. ФГОС ОВЗ

В советское же время эти стандарты были четко прописаны в миллиметрах и в градусах. «Методика чистописания», 1955:

Обратите внимание, что многие из представленных прописей соответствуют ФГОСам. Почему-то в этих стандартах образования не прописаны стандарты чистописания, зато в них много и красиво говорится о целях образования, например, так:

«Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека».

ФГОС НОО (стандарты начального общего образования) разрабатывала АНО «Институт «Эврика», под руководством А.И.Адамского (подробнее о его деятельности в лекции О.Н.Четвериковой). Одно из высказываний этого человека:

«Сегодняшние родители – это поколение неудачников, поколение нищих, потерявших всякое право делать замечания и наставлять на путь истинный других».

Поскольку с такой позицией я в корне не согласна, при создании прописей решила руководствоваться не абстрактными стандартами Адамского, а вполне определенной и ясной целью: простое и эффективное обучение детей красивому письму.