Православное образование

shapka_1000

Разлиновка для обучения письму

Педагогический опыт учителя-логопеда и детского нейропсихолога Вероники Мазиной

В 1968 г. была проведена реформа образования и с упрощением шрифта была отменена частая косая разлиновка в тетрадях. Однако на начальной стадии разлиновка помогает учащимся выработать некий «канон» в соблюдении определённого наклона, размеров, пропорций букв и правильного соединения элементов.

Образец-тетради-620x264

Одним из аргументов для отмены тетрадей «в ячейку» было: «Частая косая разлиновка может оказать вредное воздействие на зрение». Вреда для зрения от косой разлиновки не больше, чем от разлиновки в клетку, даже меньше, ведь частые линии, пересекающиеся под прямым углом, более интенсивно действуют на зрение, чем наклонные, что доказано наукой – психологией.

В январе 1968 года Коллегия Министерства просвещения РСФСР одновременно с введением тетрадей без наклонных линий ввела упрощённый шрифт и письмо с этого момента можно характеризовать как письмо безотрывное, скоростное, выполняемое авторучкой.

Безотрывное письмо является физиологически нецелесообразным для детей, оно создает необходимость одновременно с движениями пальцев передвигать вдоль строки кисть, предплечье, плечо (координация всех этих движений практически невозможна без нарушения способа держания ручки и позы) и вызывает значительное напряжение мышц руки и туловища.

Безотрывное письмо заставляет расходовать лишние усилия на запоминание путей движения руки, а не самой буквы. Таким образом, письмо превращается в муку и «грязнописание», так как ребёнку вместо соединений отдельных элементов приходится, не отрывая руки, выводить лабиринт повторяющихся линий.

В то же время обучение по методике отрывного письма не вредит дальнейшему формированию скорописи. Ускорение письма, некоторое упрощение движений происходят автоматически, но базируются на прочном навыке и не наносят ущерба начертанию букв. Напрашивается вывод, что учить безотрывному письму не только нецелесообразно, но и вредно.

Безнажимное письмо так же вредит детскому здоровью. Неокрепшей руке ученика необходимо чередовать напряжение (нажим) и расслабление (волосная линия). Но, к сожалению, перьевые ручки, которые естественным образом регулировали эти процессы, уже ушли в прошлое. Длительная мышечно-тоническая напряжённость угнетает и разрушает ритмическую основу непроизвольной моторики.

upr1

Остаётся вопрос последовательности изучения написания букв. Здесь противостоят друг другу два метода: генетический и аналитико-синтетический. Поскольку в современной школе обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, то детей учат писать строчные и заглавные буквы в алфавитном порядке, то есть, порядок изучения рукописных букв определяются букварём, а не сложностью их написания.

Генетический метод характеризуется следующими особенностями:

  • Письмо букв обязательно подготавливается освоением элементов.
  • Дети изучают написание букв не в алфавитном порядке, а в порядке возрастающей сложности написания.
  • Обучение письму строится на основе генезиса, т.е. образование каждой следующей буквы путём присоединения нового элемента к предшествующей букве.
  • Для осуществления на практике генетического метода обучения разработаны таблицы Н.Г.Агарковой по структурированию школьного письменного алфавита.

Генетический метод при современной системе обучения не удаётся осуществить в начальных классах полностью, но на логопедических коррекционно-развивающих занятиях этот метод может быть успешно применён.

Применение данных тетрадей было апробировано в школе-лицее № 408 Пушкинского района Санкт-Петербурга. В 2010-2011 учебном году учитель начальных классов Силаева Нелли Анатольевна применила в комбинированном виде все упомянутые выше методы обучения письму. Помимо прописей, предусмотренных школьной программой, первоклассники учились писать не в обычных тетрадях в линейку и редкими косыми линиями, а в тетрадях с частыми косыми линиями.

«Ячейка» образуется верхними, нижними и косыми линиями, рассчитана на букву или элемент буквы, задаёт им пропорции, чёткость начертаний и наклон. Её границы служат как бы подпорками, поддерживающими ещё неокрепшую руку ребёнка, и ориентирами для несформировавшегося глазомера. Работа в таких тетрадях автоматически снимает проблему неправильного наклона и ширины букв, так называемые «запрограммированные ошибки». Ребёнок видит грань, и старается за эту грань не выходить.

Есть в этих тетрадях и несколько вспомогательных линий. Первая такая линия, делит широкую строку на две равные части, показывая ребёнку, какой должна быть высота заглавной буквы или насколько ниже рабочей строки элементы таких строчных букв, как у, д, р, з, ф. Вторая вспомогательная линия проходит через середину рабочей строки. Она показывает точки соединения элементов и букв.

razlinovka

Дети достаточно быстро разобрались с особой разлиновкой, и все линии воспринимались ими как своеобразные «помощники» и «подсказки».

По этим тетрадям идёт обучение не безотрывному письму, а поэлементному. У каждой буквы алфавита есть своя формула, в которой чётко прописано, куда мы ставим ручку, куда ведём линию и где заканчиваем. Часто именно из-за безотрывного письма ребёнок не может научиться писать красиво.

К концу года все первоклассники писали итоговые работы. На общем фоне особенно выделялись тетрадные листы одного класса. В глаза бросалась не только необычность разлиновки, но потрясающее единообразие и чистота письменных работ. Действительно, неровные и «дрожащие» буквы надо было ещё поискать! Это класс не отличников, это класс обычных первоклассников, которые учились писать в тетрадях «в ячейку».

У отличников, как правило, красивый чёткий почерк, а, значит, троечник, научившись красиво писать, уже встаёт на дорожку, ведущую туда, в отличники. Он перестаёт стесняться своих каракуль, перестаёт ненавидеть уроки, на которых нужны навыки письма. Такие результаты достигаются благодаря не механическому подходу, а развитию заложенных в ребёнке ума, способностей, чувств и талантов.

Дети, владеющие искусством каллиграфии, становятся усидчивее, аккуратнее, внимательнее, увереннее в своих силах, развивается эстетический вкус. Они и учиться начинают лучше, поскольку помимо красивого почерка происходит развитие личности.